Итоги ЭАМ «Анализ обоснованности основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2026 и на плановый период 2027 и 2028 годов»

В соответствии с пунктом 2.4 Плана работы Контрольно-счетной палаты Республики Калмыкия на 2025 год проведено ЭАМ «Анализ обоснованности основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2026 и на плановый период 2027 и 2028 годов».

Прогноз социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2026 и на плановый период 2027 и 2028 годов одобрен постановлением Правительства Республики Калмыкия и размещен на официальном сайте (далее – прогноз СЭР Республики Калмыкия, среднесрочный прогноз). Вместе с тем, в 2025 году уполномоченным органом не обеспечено общественное обсуждение прогноза СЭР Республики Калмыкия на 2026 - 2028 годы. 

В целом основные параметры среднесрочного прогноза согласуются с документами стратегического планирования по целям и мероприятиям, за исключением того, что среднесрочный прогноз не содержит информацию о мероприятиях по созданию и развитию туристской инфраструктуры, которые предусмотрены индивидуальной программой социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2025-2030 годы.

Основные показатели прогноза СЭР Республики Калмыкия на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов представлены в целом в соответствии с рекомендуемой формой по показателям, утвержденной приказом Министерства экономического развития РФ от 13 марта 2019 г. № 124, за исключением показателей консолидированного бюджета субъекта и индекса производительности труда.

Среднесрочный прогноз Республики Калмыкия разработан, с одной стороны, в условиях роста российской экономики, опережающего прогнозы и экспертные оценки, и, с другой стороны, на фоне продолжающегося санкционного давления, роста инфляции, ужесточения денежно-кредитной политики и нарастания ограничений на рынке труда.

Основным обобщающим показателем экономической деятельности республики, характеризующим итоговую ценность всех произведенных товаров и услуг за год, является валовый региональный продукт (далее – ВРП). 

В 2026 году и плановом периоде 2027 и 2028 годов общая динамика ВРП региона демонстрирует устойчивый рост практически в течение всего прогнозного периода: темп роста ВРП по базовому варианту составит 101,4% в 2026 году и 102,8% в 2028 году. Между тем, Палатой отмечаются основные потенциальные риски достижения прогнозных показателей: инфляционное давление, демографические вызовы, устаревшая производственная база и высокая степень износа основных фондов, слабо развитая инфраструктура, влияние неопределенности в мировой экономике, ужесточение режима санкций, сохранение жестких денежно-кредитных условий, что может негативно сказаться на инвестиционной и потребительской активности.

Инвестиционный климат республики слабо развит. Основной объем инвестиций в 2026 году и плановом периоде 2027 и 2028 годов предполагается направлять в сельскохозяйственную отрасль и промышленное производство. Между тем, в сельском хозяйстве объем производства будет расти, как и численность занятых в нем, но объем производительности труда будет занимать только 8 место среди отраслей экономики республики. Объем производительности труда в промышленном производстве будет занимать только 7 место. 

Анализ отдельных отраслей экономики республики в 2026 году и плановом периоде 2027 и 2028 годов показал следующее:

в сельском хозяйстве - прогнозируется рост объемов сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем, среднесрочный прогноз не содержит анализа негативных факторов, влияющих на данную отрасль (проблемы деградации земель и опустынивания, высокий уровень износа основных средств и внеоборотных активов, природно-климатические факторы (засуха, нашествие саранчовых вредителей и др.)). Кроме того, Палата отмечает, что при наибольшей численности занятых в сельском хозяйстве наблюдается низкий уровень дохода работников. Так, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата по итогам 2024 года составила 38 853,0 рублей, при среднем уровне по республике - 49 161,5 рублей;

в промышленном производстве – аналогично прогнозируется рост объемов промышленного производства. Палата отмечает, что промышленный комплекс республики демонстрирует положительную динамику развития, вместе с тем сталкивается с рядом системных ограничений, сдерживающих его рост, к примеру, высокие тарифы на электроэнергию, технологическое отставание, низкий уровень инвестиций и др.;

в строительстве – прогнозируется стагнация и только в 2028 году небольшое восстановление отрасли;

в розничной торговле – предполагается планомерное развитие, которое будет проявляться в стабильном росте оборота за счет увеличения потребительского спроса и активного развития современных торговых форматов.

В целом прогноз социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2026 и плановый период 2027 и 2028 годов носит умеренно оптимистичный характер, но его реализация в большей степени возможна при обеспечении устойчивого темпа роста экономики республики за счет дальнейшего развития малого и среднего бизнеса, агропромышленного комплекса и последовательного наращивания их экономического потенциала, увеличения объема инвестиций в основной капитал, а также усиления интеграции в экономику Южного федерального округа.


С основными итогами можно > ознакомиться 



Итоги ЭАМ «Анализ обоснованности основных параметров прогноза социально-экономического развития Республики Калмыкия на 2026 и на плановый период 2027 и 2028 годов»

21.10.2025